Поиск

Вход на сайт

Категории раздела

Острый парапроктит [5]
Среди проктологических заболеваний одно из ведущих мнст занимает парапроктит.

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Медицинская энциклопедия   Э  Ю  Я  У  Х  Ц


      ЭМБРИОЛОГИЯ (греч. embryon утробный плод, зародыш + logos учение) — наука о закономерностях эмбрионального развития организма. Эмбриология человека и живородящих животных изучает период внутриутробного развития организма. Эмбриология яйцекладущих — период развития до вылупления из яйца; Эмбриология амфибий — период развития, заканчивающийся метаморфозом. Выделяют также эмбриология растений. В наст, время эмбриология человека и животных изучает не только период внутриутробного развития, но и период постнатального развития, в котором продолжаются процессы гистогенеза, органогенеза и формообразования (напр., формирование половой системы).

    Вместо термина «эмбриология» предлагались как бы более отвечающие содержанию науки названия «онтогенетика», «механика развития», «динамика развития», «физиология развития» и др. Однако до наст, времени по-прежнему используется термин «эмбриология».

Предметом эмбриология животных и человека фактически является изучение всех процессов, происходящих в организме в ходе его развития, включая периоды прогенеза, оплодотворения, эмбрионального развития, плодного развития (см. Плод), а также постнатальный период.

   Эмбриология исследует как общие закономерности филогенеза, проявляющиеся в развитии всех многоклеточных животных (от губок и кишечнополостных до позвоночных и человека), так и особенности онтогенетического развития человека и представителей отдельных типов, классов и видов животных. Изучение развития цело-стного организма осуществляется путем анализа процесса развития (как целого организма, так и его частей) на разных уровнях; при этом прослеживается формирование органов и систем, изменения тканевых, клеточных и субклеточных структур. Главным теоретическим базисом эмбриология является биогенетический закон.

   Процесс индивидуального развития человека рассматривается как исторически (филогенетически) обусловленный процесс. Определенная последовательность основных этапов эмбрионального развития повторяется у всех многоклеточных животных. Так, формирование осевого комплекса зачатков, хорды, нервной трубки, образование жаберных карманов свидетельствуют об общности происхождения человека и хордовых животных; сегментация и дифференцировка мезодермы, образование у зародыша человека первоначально хрящевого, а затем костного скелета отражают эволюционные изменения скелета в ряду позвоночных; желточный мешок, амнион, аллантоис унаследованы человеком от рептилий; образование плаценты характерно для человека и плацентарных млекопитающих; мощное развитие трофобласта и раннее обособление внезародышевой мезодермы наблюдаются у зародышей человека и человекообразных обезьян. Однако особо раннее развитие и специализация внезародышевой мезодермы, наиболее позднее замыкание переднего конца нервной трубки и ряд других особенностей эмбриогенеза наблюдаются только у человека.

   Основоположниками эмбриологии считают Гиппократа и Аристотеля (4 в. до н. э.). Гиппократ и его последователи утверждали предсуществование в отцовском и материнском «семени» всех частей будущего плода (см. Преформизм), т. е. процесс развития сводился лишь к количественным изменениям (рост без дифференцировки). Этому взгляду противостояло более прогрессивное учение Аристотеля о последовательном формировании органов в процессе эмбриогенеза (см. Эпигенез). В 1600— 1604 гг. Фабриций (H. Fabricius) дал подробное для своего времени описание развития зародыша человека и курицы. Фундаментом для выделения эмбриология как науки явилась работа У. Гарвея «Исследования о зарождении животных» (1651), в которой яйцо впервые рассматривалось как источник развития всех животных. При этом У. Гарвей, как и Аристотель, считал, что развитие позвоночных происходит в основном путем эпигенеза, утверждая, что ни одна часть будущего плода «не существует в яйце актуально, но все части находятся в нем потенциально». М. Малъ- пиги (1672), обнаруживший с помощью микроскопа органы зародыша цыпленка на ранних стадиях его развития, примкнул к преформистским представлениям, которые господствовали в науке почти до середины 18 в. К. Ф. Вольф в работах «Теория зарождения» (1759) и «Об образовании кишечника у цыпленка» (1768—1769) убедительно доказал, что рост зародыша — это процесс развития. Опровергнув пре- формистские представления, он заложил основы эмбриологии как науки о развитии. В 1827 г. К. М. Бэр открыл и описал яйцеклетки млекопитающих и человека. В своем классическом труде «Об истории развития животных» (1828—1837) он впервые проследил главные черты эмбриогенеза ряда позвоночных, уточнил введенное X. И. Пандером понятие о зародышевых листках как об основных эмбриональных органах и проследил их развитие. Он доказал, что развитие человека происходит в той же последовательности, что и развитие других позвоночных животных. Закон К. М. Бэра (см. Зародыш) о сходстве развития разных классов позвоночных имел огромное значение для прогресса эмбриологии как науки, в связи с этим он по праву считается родоначаль¬ником современной эмбриологии.

   В создании эволюционной сравнительной эмбриология, основанной на теории Ч. Дарвина, которая, в свою очередь, имела большое значение для утверждения и дальнейшего обоснования эволюционного учения, исключительная роль принадлежит отечественным исследователям: И. И. Мечникову и А. О. Ковалевскому. Они установили, что развитие всех типов беспозвоночных проходит через стадию обособления зародышевых листков, гомологичных зародышевым листкам позвоночных, и это свидетельствует о единстве происхождения всех типов многоклеточных животных. Большой вклад в развитие эволюционной эмбриологии внесли русские ученые А. Н. Северцов, создавший теорию филэмбриогенеза, П. Г. Светлов, разработавший теории критических периодов онтогенеза и метамерии хордовых (см. Зародыш). Конец 19 — начало 20 в. ознаменовались активным развитием экспериментальных методов, большая заслуга в разработке которых при-надлежит нем. ученым Э. Пфлюгеру, Ру (W. Roux), отечественным ученым Д. П. Филатову, М. М. Завадовскому, П. П. Иванову, Н. В. Насонову и др. Большой вклад в развитие науки внесли А. А. Заварзин, Н. Г. Хлопин, П. К. Анохин, Б. Л. Астауров, Г. А. Шмидт, Б. П. Токин, А. Г. Кнорре, Д. М. Голуб, А. Н. Студитский, Л. И. Фалин и др.

   В зависимости от задач и методов исследования различают общую, сравнительную, экологическую и экспериментальную эмбриологию (см. Эмбриология экспериментальная).

   Вначале эмбриология развивалась в основном как морфол. наука и носила описательный характер (описательная эмбриология). Метод наблюдения и описания позволил установить, что развитие идет от простого к сложному, от общего к частному, от однородного к разнородному. На основании описательных работ, посвященных различным биол. видам и классам, возникла сравнительная эмбриология, которая позволила выявить определенное сходство между развитием животных и человека. Впоследствии эмбриологи стали изучать не только развитие формы и структуры, но и становление функций органов и тканей. Экологическая эмбриология изучает факторы, обеспечивающие существование зародыша, т. е. особенности его развития в определенных условиях окружающей среды и возможности адаптации в случае их изменения.

   Современную эмбриология характеризует комплексный морфофизиол. подход к изучению и трактовке процесса развития. Наряду с методами наблюдения и описания в наст, время широко применяются сложные методы исследования: микроскопические, микрохирургические, биохимические, иммунологические, радиологические и др. Их разнообразие обусловлено тесной связью эмбриология с другими науками. Эмбриология неотделима от генетики (см. Генетика человека, Медицинская генетика), т. к. онтогенез по сути дела отражает реализацию механизма наследственности; тесно связана с цитологией и гистологией, ибо целостный процесс развития организма основан на совокупности процессов размножения, миграции, дифференцировки, гибели клеток, взаимодействия между клетками. Одна из основных проблем гистологии — учение о гистогенезе — является в то же время частью эмбриологии. Эмбриология изучает процесс морфол. дифференцировки (формирование специализированных клеток) и хим. дифференцировки (хим. организация) Клеток, закономерности обменных процессов в развитии организма. На основании тесной взаимосвязи с цитологией, молекулярной биологией и генетикой возникла новая комплексная отрасль биологии — биология развития. Большое значение успехи эмбриология имели для развития анатомии и гистологии. эмбриология, изучая изменения хим. состава и обменных процессов развивающихся структур (химическая эмбриология), а также становление функций (эмбриофизиология), использует данные биохимии и физиологии.

   Задачами эмбриология являются не только объяснение явлений и выявление их закономерностей, но и возможность осуществлять контроль за развитием организма. Так, знания и и методы эмбриология имеют непосредственное приложение в народном хозяйстве, в частности животноводстве, рыбоводстве, шелководстве, используются для изучения влияния окружающей среды на развитие организма, служат основой для проведения работ по интродукции, перестройке биоценозов и др. Наиболее важным для человека является применение достижений эмбриология в медицине. Медицинская эмбриология все больше выделяется в самостоятельную науку и является одной из теоретических основ профилактической медицины. Разработка мед. аспектов современной эмбриология  играет важную роль в решении таких проблем, как регуляция рождаемости, бесплодие, трансплантация органов и тканей, опухолевый рост, иммунные реакции организма, физиологическая и репаративная регенерация, реактивность клеток и тканей и др. Исследования в области эмбриология имеют большое значение в раскрытии патогенеза различных пороков развития. Такие важные проблемы эмбриология, как рост и дифференцировка клеток, тесно связаны с вопросами регенерации, онкогенеза, воспаления, старения. Борьба с антенатальной и детской смертностью в большой мере зависит от решения кардинальных задач . эмбриологии.

   В современной эмбриологии большое значение придается исследованию процессов прогенеза, а также поиску путей управления прогенезом и эмбриогенезом, что возможно только при расшифровке механизмов, контролирующих репродуктивную функцию и обеспечивающих гомеостаз зародышей человека и млекопитающих. Эти механизмы представляют собой сложное взаимодействие генетических, эпигеномных, внутренних и внешних факторов, определяющих временную и пространственную последовательность экспрессии генов и, соответственно, цитодифференцировку и морфогенез; важную роль в процессе эмбриогенеза отводят нейроэндокринной и иммунной системам, биологически активным веществам и др. Исследование механизмов регуляции нормального и патологического эмбриогенеза на различных уровнях организации (органном, тканевом, клеточном, хромосомном) может помочь в изыскании путей управления индивидуальным развитием животных и человека, а также в разработке эффективных методов профилактики врожденных пороков развития и патол. состояний. Большое внимание уделяется исследованию системы мать — внезародышевые органы — плод. Изучаются генетические особенности плаценты человека и ее специфические изменения при наследственных заболеваниях; проводится исследование амниотической жидкости с целью диагностики заболеваний в пренатальном и постнатальном периодах. Работы по культивированию in vitro яйцеклеток и зародышей и трансплантации ранних зародышей «приемной матери» открывают перспективы восстановления детородной функции при трубном бесплодии. Эти исследования позволяют понять механизмы оплодотворения и развития в доимплантационном периоде, проанализировать патологию развития, оценить прямое действие на зародыш различных факторов, в т. ч. лекарственных средств, а также позволяют приблизиться к решению такой общебиол. проблемы, как цитодифференцировка. Проводятся исследования по тестированию лекарственных средств, хим. веществ, загрязняющих окружающую среду, с целью выявления их возможного эмбриотоксического и тератогенного действия. Ведется поиск препаратов (витаминов, антитоксинов и др.), купирующих тератогенный эффект того или иного вещества. Исследования в области генной инженерии, направленные на вмешательство в структуру и функцию генома зародышевых клеток, позволяют вызывать изменения генома зародышей млекопитающих, что в будущем даст возможность получать животных, лишенных нежелательных признаков и обладающих заданными свойствами. Благодаря разработке этих методов появится возможность создавать организмы — продуценты используемых в медицине биол. веществ, таких как гормоны человека, антисыворотки и др., а также мо¬делировать нек-рые наследственные болезни человека.

   Проблемы эмбриологии в РФ разрабатываются в Институте биологии развития им. Н. К. Кольцова АН РФ, Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова, Ин-те экспериментальной медицины АМН РФ, Институте морфологии человека АМН РФ, а также на кафедрах гистологии и эмбриологии ун-тов и мед. институтов Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Симферополя, Минска, Ташкента и др.

   Во многих странах функционируют научные обшества анатомов, в которые входят и эмбриологи. В РФ существует  обво анатомов, гистологов и эмбриологов.

   В нашей стране издаются журналы, отражающие проблемы эмбриология: с 1916 г.— «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии», с 1932 г.— «Успехи современной биологии», с 1970 г.— «Онтогенез» и др. (подробно см. Анатомия).

  Начиная с 1949 г. регулярно созываются международные конгрессы и конференции по эмбриологии. На XI Международном конгрессе анатомов в Мехико в 1980 г. была принята новая редакция эмбриологической номенклатуры, русский вариант которой подготовлен советскими морфологами.

   Преподавание эмбриологии в РФ ведется на кафедрах гистологии и эмбриологии мед. и вет. институтов, на биологических факультетах унивеситетов, на кафедрах анатомии и физиологии педагогических институтов.


 

-->