Поиск

Вход на сайт

Категории раздела

Острый парапроктит [5]
Среди проктологических заболеваний одно из ведущих мнст занимает парапроктит.

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Медицинская энциклопедия   Э  Ю  Я  У  Х  Ц


         Эмоции
     Эмоции субъективные состояния человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. 

      Как правило, эмоции возникают за счет первичной активации специализированных (эмоции) структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает появление пложительного эмоционального состояния (положительные эмоции)  которые организм стремится усилитьг продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которое организм стремится устранить или ослабить. Биологическое значение эмоции определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменение окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы,, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей.

     Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта. Выполняя функции отрицательного или положительного подкрепления, эмоции способствуют выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения или же устранению реакций, утративших свое биологическое значение. Т. о., эмоции служат средством повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей организма.

   Эмоции человека в основном социально детерминированы. Они, так же как и поступки человека, обусловливаются нормами морали и права, присущими каждой общественно-экономической формации. Поэтому высшие формы эмоции возникают на основе социальных и духовных потребностей.

   Согласно теории функциональных систем П. К. Анохина, эмоции являются компонентом различных стадий системной организации целенаправленных поведенческих актов различной степени сложности. Выраженность эмоции на различных стадиях целенаправленных поведенческих актов индивидуальна у различных субъектов и зависит от биологической и социальной значимости поведенческого акта, степени его автоматизации, наличия препятствий к достижению цели и т. д.

   Возникновению любой потребности человека всегда сопутствует чувство неудовлетворенности, которое усиливается при всякой неудачной попытке удовлетворения потребности, т. е. когда результат совершенного действия не соответствует поставленной цели. Биол. смысл отрицательных эмоции, сопровождающих любые неудовлетворенные потребности, состоит в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих удовлетворению существующих потребностей. Удовлетворение потребности приводит к возникновению другого крайнего состояния организма — положительной эмоции. Субъективно оно сопровождается ощущениями удовлетворенности, наслаждения, радости. Положительные эмоции  несут элемент «награды» за успехи деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека. Положительные эмоции также позволяют организму быстро оценить удовлетворение потребности. Они связаны с механизмами сенсорного насыщения, широко представленного в процессах удовлетворения половых, питьевых, пищевых и других потребностей. При этом по мере обучения и неоднократного удовлетворения однотипных потребностей человек приобретает способность руководствоваться для достижения цели не только отрицательными эмоции , но и представлениями о тех положительных эмоции, которые его ожидают при удовлетворении потребностей, т. е. опыт позволяет предвидеть положительные эмоции.

   В эволюционном аспекте истоком эмоции можно считать первичные формы раздражимости и таксисов. Однако истинные эмоции связаны с развитием специальных структур мозга, в первую очередь лимбических образований, благодаря которым произошел переход активного характера поведения животных на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания собственного состояния в качестве побудительной и движущей силы поведения.

   Теории возникновения эмоций. Первой физиол. теорией возникновения эмоции считается периферическая теория, предложенная Джеймсом и Ланге. Согласно их представлениям, эмоции являются следствием изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, вызываемых соответствующими стимулами. Эта теория может быть применена для объяснения эмоции соматовегетативного генеза, однако не может объяснить происхождение эмоции высшего, особенно социального, уровня. В 1927—1928 гг. была выдвинута центральная, или таламическая, теория У. Кеннона и Барда, основанная на том, что именно в таламусе под влиянием приходящей туда афферентной импульсации формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются эффекторные реакции на периферии, характерные для той или иной эмоции. В соответствии с теорией Пейпса, главная роль в формировании эмоции принадлежит лимбическим структурам мозга. Эмоциональные возбуждения, возникающие в гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину. Распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий создает, по мнению Пейпса, эмоциональную окраску психических процессов. Обозначая лимбические структуры мозга как висцеральный мозг, П. Мак-Лейн связал формирование эмоции с регуляцией работы внутренних органов. По его мнению, для выражения эмоции участие неокортекса не является обязательным. Основываясь на функциях ретикулярной формации, Д. Линдсли сформулировал так наз. активационную теорию. Он считает, что внешние и внутренние сенсорные стимулы активируют ретикулярную формацию ствола мозга, которая посылает импульсы в гипоталамус, таламус и кору головного мозга, вызывая активацию этих структур и появление эмоции того или другого знака. Предложенная в 1949 г. П. К. Анохиным биол. теория эмоции основана на том, что эмоции, возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Это свойство живой материи оказалось полезным для выживаемости и позволяет живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в первую очередь повреждающих, факторов. Эмоции производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Играя роль своеобразного пеленга, эмоции позволяют организму выработать ответную реакцию, часто даже прежде, чем определена локализация воздействия. Согласно информационной теории П. В. Симонова, эмоциональное состояние организма обусловливается, с одной стороны, отрицательными эмоции, сопровождающими исходные потребности организма, с другой стороны — вероятностным прогнозированием положительных эмоции при удовлетворении этих потребностей; интегральная оценка мозгом двух факторов — потребности и вероятности ее удовлетворения — может служить необходимым и достаточным условием активации аппарата эмоции.

   Физиологические механизмы эмоций. Метод самораздражения позволил объективизировать эмоциональные ощущения у животных. Он продемонстрировал возможность формирования влечений к повторению электрической стимуляции лимбических структур у животных различного вида: рептилий, птиц, мелкопитающих. Такое влечение часто обладает большой силой, заставляя животных преодолевать значительные препятствия к получению эффекта самораздражения. Зоны самостимуляции рассматриваются как центры положительных эмоци. Они широко представлены в области латерального гипоталамуса, ретикулярной формации среднего мозга, в области перегородки, миндалине, гиппокампе и других лимбических образованиях. В коре мозга таких зон оказалось значительно меньше.

   Раздражение некоторых структур мозга вызывает у животных выраженные реакции избегания. Эти зоны мозга рассматривают как отрицательные эмоциогенные зоны. Их стимуляция вызывает также негативное отношение животных к обстановке, в которой осуществлялось раздражение. Зоны, раздражение к-рых вызывает отчетливые отрицательные эмоциональные реакции у животных, располагаются также в гипоталамической области, в вентральной части ретикулярной формации среднего мозга и перегородки, в миндалине.

   Реакции при отсутствии объективных критериев, характеризующих субъективные ощущения животных, У. Кеннон назвал ложными эмоциональными реакциями. Такие реакции наблюдаются при удалении миндалевидного комплекса, гиппокампа и грушевидной коры. Отчетливые признаки ложной ярости проявляются при повреждении вентромедиальных ядер гипоталамуса или при патол. изменениях в этих ядрах, а также при удалении коры больших полушарий головного мозга. Гольтц в 1892 г. после удаления коры больших полушарий у собак наблюдал возникновение реакции ярости на любые внешние раздражения. Животные при этом теряли адекватную оценку раздражающих объектов: собаки, ранее дружелюбные, нападали на хозяи¬на и детей. Клювер и Бьюси показали, что после удаления височных областей коры у обезьян развивается характерный синдром: животные перестают оценивать биол. значимость действующих на них раздражителей. Они начинают проявлять навязчивую исследовательскую деятельность, берут в рот и даже проглатывают несъедобные предметы. Обезьяны становятся ручными, утрачивают страх: многократно хватают предлагаемую им зажженную спичку, несмотря на выраженную болевую реакцию. У таких животных проявляется гиперсексуальность, они теряют иерархическое положение в стаде. Во всех случаях повреждения коры больших полушарий головного мозга эмоциональные реакции животных приобретают извращенный характер.

   Представления о механизмах эмоции получили новую интерпретацию в связи с открытием восходящих активирующих влияний подкорковых образований на кору головного мозга. Установлено, что гипоталамические центры, так же как и ретикулярная формация ствола мозга, обладают свойством оказывать на кору восходящие активирующие влияния, приводящие к генерализованной десинхронизации электроэнцефалографической активности. Эти влияния реализуются через обширную систему связей гипоталамуса со структурами лимбической системы, через медиальный пучок переднего мозга, а также через связи с ретикулярной формацией среднего мозга. Поэтому при формировании эмоции происходит функциональное объединение корково-подкорковых структур, в котором благодаря циклическим взаимосвязям возбуждение способно циркулировать по различным структурам. Это приводит к значительному усилению эмоции, а также может придавать эмоции затяжной или даже патологически хронический характер. Морфол. основу таких циклических взаимодействий могут составить два круга лимбической системы. Один из них — так наз. амигдалярный круг — через медиальный пучок переднего мозга связан с амигдалоидной областью, где происходит конвергенция с волокнами, идущими от латерального обонятельного тракта. От миндалины волокна распространяются к коре передней височной области. Другой круг — септальный — распространяется медиально к области перегородки, где происходит конвергенция с волокнами, идущими от медиального обонятельного тракта. Отсюда волокна через свод направляются в гиппокамп и цингулярную область. По мнению П. Мак-Лейна, структуры амигдалярного круга обеспечивают эмоциональное сопровождение таких жизненно важных реакций, как пищевые и защитные, в то время как структуры септального круга связаны преимущественно с половыми реакциями. Лимбическая система функционально связана с центральным серым веществом и ретикулярной формацией среднего мозга. В формировании эмоции принимают участие филогенетически старая кора, повреждение или удаление которой резко меняет эмоциональную реактивность, снижая или усиливая ее, а также новая кора — неокортекс. Подкорковые эмоциогенные центры оказывают на кору больших полушарий восходящие активирующие влияния. Корковые нейроны, в свою очередь, на основе обработки информации, поступающей к ним из внутренней и окружающей среды, определяют включение эмоции в целостные поведенческие акты. В экспериментах показан генерализованный характер распространения возбуждений, вызванных электрической стимуляцией положительных и отрицательных эмоциогенных зон гипоталамической области, на кору мозга. Эти изменения проявляются в генерализованной реакции активации ЭЭГ и в различных изменениях импульсной активности нейронов различных отделов мозга. Оказалось, что отрицательные и положительные эмоциональные состояния могут отражаться на активности одних и тех же отдельных нейронов коры мозга, поэтому можно определить участие клеток в цикле «потребность и ее удовлетворение».

   Данные о морфофизиологической организации эмоции у человека .получены с помощью хронически вживленных в мозг электродов для диагностики и лечения нервно-психических заболеваний. Стимуляция перегородки мозга у человека вызывает ярко выраженные положительные эмоции, которые проявляются в эйфории, чувствах удовольствия и наслаждения с элементами полового возбуждения. Раздражение миндалины вызывает реакции страха и ярости. Стимуляция среднего мозга приводит к возникновению состояния дискомфорта, гнева, полового возбуждения с элементами эмоционального напряжения. Похожие состояния возникают и при раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса. Как правило, пациенты адекватно воспринимают изменения своего эмоционального состояния, возникающие при раздражении мозговых структур.

   Эмоции могут возникнуть как на основе внутренних потребностей (эндогенный путь), так и в результате внешних раздражений или узнавания субъектом определенных раздражений окружающей среды, т. е. на основе механизмов памяти. Внешние воздействия могут существенно изменить эндогенно возникшие эмоции. X. Делъгадо приводит наблюдения, показывающие изменение характера эмоциональной реакции обезьян на электрическую телестимуляцию мотивациогенных зон мозга. Если в лаб. условиях такое раздражение вызывает, напр., пищевую реакцию животного, то в естественных условиях пребывания животного в стаде телеметрическая стимуляция этого же центра прежними параметрами электрического тока в зависимости от доминирующей зоосоциальной деятельности животных может вызывать совсем другие эмоциональные реакции.

   Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов. Соотношение нейромедиаторов в структурах мозга в значительной степени определяет эмоциональную реактивность и выраженность при различных биологических и социальных потребностях организма. Установлено участие отдельных олигопептидов — ангиотензина II (см. Ангиотензин), брадикинина и др.— в механизмах формирования эмоциональных возбуждений.

   По электроэнцефалограмме и по характеру импульсной активности отдельных нейронов мозга положительные и отрицательные эмоции различить трудно. Однако они имеют качественные особенности. Отрицательные эмоциональные возбуждения характеризуются длительными последствиями и могут суммироваться. Положительные эмоции кратковременны; они полностью элиминируют отрицательные эмоции, приходя им на смену.

   Возникший в ц. н. с. комплекс эмоционального возбуждения через соматическую и вегетативную нервную систему и эндокринный аппарат распространяется генерализованно в нисходящем направлении на периферические органы, избирательно вовлекая их в эмоциональные реакции. Вовлечение периферических органов в эмоциональные реакции всегда индивидуально и специфично, составляя так наз. соматовегетативный портрет эмоциональных реакций.

   Степень участия отделов в. н. с. в возникновении различных эмоции и у разных субъектов варьирует. Так, при гневе и страхе преобладают симпатические реакции, в то время как приятные эмоции сопровождаются парасимпатической активностью. Однако склонные к невротическим реакциям люди и в состоянии страха обнаруживают преимущественно парасимпатические реакции. Участие тех или иных отделов В; н. с. в эмоциональном возбуждении определяется различным исходным нейрогуморальным состоянием организма.

   Периферические компоненты эмоции подразделяют на произвольно управляемые и неуправляемые. Произвольными усилиями человек может заблокировать выход эмоционального возбуждения. Такие эмоции были названы задержанными. Однако в подобных случаях эмоциональное возбуждение остается в ц. н. с. и распространяется на гладкомышечные органы. При длительно существующих эмоции или при повторных эмоциональных воздействиях отрицательного характера возбуждение мозговых структур может перейти в устойчивую стационарную форму. Особенно усиливаются эмоциональные переживания в так наз. конфликтных ситуациях при наличии выраженных и длительных препятствий к удовлетворению ведущих потребностей.

   Как правило, в стационарную форму переходят эмоции негативного характера, обладающие способностью к суммации. С целью профилактики нежелательных последствий устойчивых эмоциональных возбуждений негативного характера возникает необходимость «воспитания» отрицательных эмоции. «Воспитание» должно быть направлено на умение перевести уже сложившиеся обиду, гнев или неудовлетворенность на другое, полезное дело. Достижение необходимого результата вызывает положительные эмоции, к-рые нивелируют отрицательные эмоциональные переживания с их нежелательными последствиям. Патология эмоций проявляется их подавлением, усилением, а также в различных формах их утраты или извращения.

   Гипотимия — пониженное настроение, сопровождающееся уменьшением двигательной и психической активности. Резко выраженное пониженное настроение проявляется тоской с тягостными и мучительными ощущениями в области груди, реже — живота. При этом характерно снижение самооценки, достигающее степени бреда самоуничижения или самообвинения. Будущее теряет для больных смысл. Мыслительные процессы замедлены и затруднены. Часто в сознании доминируют лишь отдельные мысли о своей неполноценности, бесперспективности жизни, о совершенных ошибках — депрессивный моноидеизм. При нерезко выраженном пониженном настроении преобладают жалобы на слабость, вялость, лень, угнетенность. Больной не верит в свои возможности, сомневается в правильности поступков, с трудом принимает решения, часто испытывает чувство тревоги и страха.

   Особыми формами гипотимии являются тревога, страх, патологический аффект, дисфория, а также апатия — сочетание безразличия к себе, окружающим людям и событиям с отсутствием желаний, побуждений и бездеятельностью; эмоциональная слабость — сочетание изменчивого (то пониженно-слезливого, то повышенно-сентиментального) настроения с выраженной утомляемостью, раздражительностью, гиперестезией. Резко выраженная эмоциональная слабость называется аффективным недержанием или аффективной инконтиненцией. При гипотимии всегда наблюдается ухудшение физ. состояния — снижение или потеря аппетита и вкусовых ощущений, запоры, расстройства сна, похудание; больные выглядят старше своего возраста.

   Гипертимия  — повышенное настроение, сопровождающееся усилением двигательной и психической активности. Повышенное настроение проявляется радостью и оптимизмом. Все переживания больных окрашены только в приятные тона. Больные беззаботны, у них нет проблем, превосходное состояние, постоянный избыток энергии. Возможности неограниченны, препятствий для их осуществления нет. Повышенная самооценка может достигать степени бреда величия. Говорят много, быстро, громко. Содержание высказываний непоследовательно. Легко переходят от одной темы к другой. Суждения поверхностны. Внимание отвлекаемо. В беседах больные всегда овладевают инициативой. Мимика живая, движения быстры и порывисты, жесты и позы подчеркнуто выразительны. Выглядят моложе своих лет. Спят мало, но короткий сон обычно крепок. Легкую степень гипертимии называют гипоманией. Выделяют особые формы гипертимии: эйфория, раушмания, мория, экстаз.

   Эйфория — повышенно-беспечное настроение, сочетающееся с пассивностью, отсутствием или слабостью речевого возбуждения. Всегда снижены уровень суждений и критика. Раушмания — повышенное настроение, сочетающееся с обнубиляцией сознания. Больные внешне напоминают лиц, находящихся в состоянии опьянения. Мория — веселое возбуждение, сочетающееся с дурашливостью, паясничаньем, склонностью к неуместным и грубым шуткам; часто сопровождается интеллектуальной слабостью. Экстаз — состояние восторга, исступленного восхищения с ощущением прозрения и проникновения в смысл всего происходящего; часто сочетается с состояниями помраченного сознания — сумеречным или онейроидным.

   Разновидностями патологии эмоции могут служить их утрата и извращение: так наз. скорбное бесчувствие — утрата эмоциональных реакций на все окружающее с мучительным переживанием своей душевной опустошенности; эмоциональное обеднение — слабость эмоциональных реакций, сопровождаемая недостаточностью аффективной откликаемости, оскудением чувств, эмоциональной холодностью; при возникновении полного равнодушия и безразличия говорят об аффективной (эмоциональной) тупости; неадекватный аффект — аффект, не соответствующий или противоречащий содержанию переживания, напр. смех в ответ на сообщение больному о постигшем его несчастье.

  К. В. Судаков; Н. Г. Шумский (психиат.)


 

-->